Аутизм подвластен лошадям

Показания

Чаще всего борются с такими заболеваниями, как ДЦП и различными нарушениями опорно-двигательной системы, а также аутизмом.

Еще к показаниям относят:

  • Сколиоз 1,2 степени или иные нарушения позвоночника;
  • Различные нарушения суставов;
  • Синдром Дауна;
  • Полиомиелит;
  • Неврозы и иные заболевания нервной системы;
  • Нарушения слуха;
  • Нарушения зрения;
  • Нарушения речи;
  • Сбои работы органов чувств;
  • Инсульты;
  • Склероз;
  • Избыточный вес;
  • Задержка умственного и физического развития.

Иногда взрослым людям с бронхиальной астмой, хроническим бронхитом, заболеваниями сердечно-сосудистой системы назначают иппотерапию в комплексе с другими видами лечения. Занятия на лошади создают эффект интенсивной тренировки, но в то же время, являются очень щадящими, что исключает побочные реакции и опасность перенапряжения при данных заболеваниях. Также иногда иппотерапию используют при лечении алкоголизма и наркотической зависимости.

Известно, что во время войн лечили лошадьми. Получив травму в бою, ускоряли реабилитацию с помощью езды на лошади и, надо сказать, добивались успехов.

А случай с девушкой, больной полиомиелитом, и излечившейся с помощью иппотерапии, произвел настоящий фурор. Она не просто выздоровела после 9 лет занятий, но и получила серебряную медаль на параолимпийских играх.

Но как у каждого вида лечения, у иппотерапии имеются некоторые противопоказания. К ним относят:

  • Эпилепсию;
  • Тяжелые формы заболеваний нервной системы;
  • Аллергию на шерсть лошади;
  • Остеопороз (повышенная ломкость костей);
  • Остеомиелит (инфекционное воспаление костной ткани);
  • Гемофилию;
  • Сколиоз 3,4 степени.

Аутизм подвластен лошадям

Как и в случаях исцеления другими животными, например собаками или дельфинами, страх перед лошадью к противопоказаниям не относят. Инструктор должен помочь найти человеку контакт с четвероногим доктором.

Почему иппотерапия показана при детском аутизме?

Лошадь, хоть по объективным показателям развития интеллекта и не относится к «гениям» животного мира, но большинство людей считает ее одним из наиболее умных животных. Причина – в высокой восприимчивости лошадей и способности этого животного конструктивно взаимодействовать с человеком. Поэтому общение с лошадью было избрано психотерапевтами, как одно из средств коррекции психики. Занятия иппотерапией требуют концентрации внимания, что повышает способность ребенка аутиста адекватно реагировать на внешние раздражители.

Естественно, что управление лошадью во время занятий иппотерапией требует интенсивного обмена информацией с окружающим миром. Всадник должен отдавать лошади команды, анализировать ее ответные реакции на команды, корректировать свое поведение в зависимости от реакции лошади.

Одним словом – общение ребенка аутиста с лошадью – полноценная коммуникативная цепочка с обратной связью между ребенком аутистом и окружающим миром, которая позволяет цельно воспринять реальность. А это очень существенно для социальной адаптации детей аутистов.

Некоторые исследователи отмечают связь между аутизмом детей и проблемами с ослабленным тонусом мышц и координацией движений.

Понятно, что иппотерапия – это один из лучших способов научится управлять своим телом и развить мышцы.

Иппотерапия и эмоциональный статус детей аутистов

Понятно, что иппотерапия не является единственным средством психотерапии, способным помочь в социальной адаптации детей аутистов.

Тем не менее, иппотерапии присущ ряд достоинств, которых лишены прочие методики.

Аутизм подвластен лошадям

К примеру, одна из основных проблем детей аутистов – это так называемое «ритуальное поведение» – навязчивая потребность регулярно совершать четкие, повторяющиеся действия (например, складывать игрушки в определенном порядке) и «стереотипия» — необходимость совершать регулярные бесцельные движения, наподобие взмахов руками, и раскачивания туловища.

При иппотерапии подобный образ поведения сохраняется, но навязчивые движения становятся логичными – они приобретают явную цель, двигаться в такт с движением лошади. Это позволяет развить контроль над моторикой.

Немаловажно и то, что дети аутисты плохо владеют связной речью и предпочитают общаться жестами. Для общения с лошадью язык жестов просто идеален – поэтому, при регулярных занятиях иппотерапией у ребенка аутиста уменьшается чувство социальной изоляции.

Общение с мощным и грациозным животным вызывает у ребенка аутиста бурю позитивных эмоций. Многие психотерапевты, которые практикуют занятие иппотерапией для своих пациентов из числа детей аутистов отмечали, что основной сюжет рисунков детей аутистов, с которыми занимаются иппотерапией – это лошадь.

Животное становится надежным другом для ребенка – а именно дружбы и привязанности больше всего не хватает в жизни детям аутистам!

Предлагаем ознакомиться:  Как проверить температуру у кота

Взаимодействие животного и человека: не просто новый опыт

Иппотерапия – уникальный метод лечения. Она воздействует на организм комплексно. Можно выделить два основных принципа:

  • Физический (непосредственно воздействие лошади на всадника при выполнении упражнений или просто движения лошади);
  • Психологический, или эмоциональный (психологическая разгрузка при общении с лошадью).

Основополагающими в лечении являются двигательные импульсы, которые животное передает всаднику. У лошади специфичный такт движения, особый ход, схожий с ходом человека. Незаметно для себя пациент прикладывает усилия. Ведь ему нужно напрягать мышцы, чтобы не упасть, держать равновесие, координировать свои движения. Сидя на лошади, у всадника работают почти все группы мышц, затрагиваются те, которые в обычных условиях почти не задействованы.

Как правило, иппотерапия проводится без седла, ведь температура тела лошади выше температуры тела человека. Таким образом происходит массаж уже разогретых мышц, а это значительно усиливает эффект лечения.

Общение с лошадью и уход за ней очень полезны для детей. Это учит их доброте, чуткости, чувству ответственности, вырабатывает способность к доверию. Некоторые дети даже могут делиться секретами с этими животными. Они учатся прислушиваться к партнеру и быть внимательнее. Их покидает чувство агрессии и тревоги.

Зачастую маленькие пациенты не догадываются, что лечатся, верховая езда воспринимается ими как развлечение, поэтому отсутствует чувство сопротивления, и в результате лечение быстрее приносит свои плоды.

Эффективность иппотерапии доказана давно и подкреплена результатами, полученными в ходе лечения. Конечно, в сложных случаях нужно заниматься годами, а это большой труд. Но это того стоит. Некоторым пациентам достаточно нескольких занятий, и можно заметить видимые изменения, однако это встречается редко.

Встречаются очень тяжелые случаи заболеваний у детей-инвалидов. Например, известно, что тонус в мышцах у детей, больных ДЦП, настолько сильный, что прощупать их иногда не удается и опытному врачу или массажисту.

Благодаря занятиям улучшается общее физическое состояние пациента, снимаются спазмы, улучшается координация движений. Ребенок лучше ориентируется в пространстве. Ну и психологический фактор играет важную роль – появляется уверенность в своих силах.

Что касается детей-аутистов, то здесь занятия иппотерапией несут только психологическую нагрузку. Эффект от занятий иногда заметен сразу. Дело в том, что ребенок и лошадь очень тесно взаимодействуют. Это может напоминать ему дружбу.

Занятия с лошадью помогут скорректировать осанку. Если степень заболевания невысокая, все изменения позвоночника обратимы. Даже спустя некоторое время после занятий иппотерапией остается рефлекс выпрямления спины, его нужно просто поддерживать.

За границей иппотерапию начали использовать раньше, и список заболеваний, подвластных этому методу лечения, у них несколько больше. Так, например, помимо выше перечисленных проблем, с помощью иппотерапии лечат еще ожирение и целлюлит. Инструктор разрабатывает специальный комплекс упражнений на лошади, чтобы пациент мог справиться с лишним весом.

Лошадь – животное очень умное, обладающее феноменальной памятью. Она запоминает привычки человека, его походку, жесты, мимику, очень хорошо чувствует эмоциональное состояние человека и улавливает его настроение и интонацию. Несмотря на свои размеры, лошадь полностью предсказуема для человека. Именно это является залогом успеха при лечении. Человек очень легко идет с лошадью на контакт и полностью ей доверяет.

Потискать щенка, поскакать на лошади, поплавать с дельфином — без сомнений все это может стать запоминающимся и обогащающим жизнь опытом для любого человека, в том числе и для человека с инвалидностью. Однако с давних пор бытуют утверждения, что взаимодействие с животными и уход за ними может улучшить состояние человека с инвалидностью или болезнью.

В 1859 году, Флоренс Найтингейл, основательница современного сестринского дела, писала: «Маленький питомец часто становится прекрасным компаньоном для больного, особенно в хронических случаях. Порою у инвалида, годами заточенного в стенах своей комнаты, нет другой отрады, кроме птички в клетке. Если он может сам кормить животное и убирать за ним, то его всегда надо поощрять к этому».

С тех пор прошло полтора века, и ученые исследуют возможные преимущества взаимодействия животных и человека, в том числе питомцев, программы посещения животных и терапию с использованием животных. Есть исследования, утверждающие, что взаимодействие с животными может уменьшить восприятие физической боли, а также оказывает положительное влияние на такие факторы как кровяное давление и пульс, равно как и на психологические факторы, такие как тревожность или депрессию, и социо-психологические факторы, такие как одиночество.

Если учесть подобные потенциальные преимущества, то не приходится удивляться, что программы посещения животных и терапия с ними используется для самых разных групп населения от детей до престарелых граждан в самых различных учреждениях, от интернатов до больниц и тюрем. В результате, терапия с помощью животных превратилась в новую область и предмет интереса как врачей, так и специалистов в области психического здоровья.

Однако те, кто интересуется данной областью, всегда разделяют досуг с участием животных, например, когда волонтер приводит собаку в дом престарелых, и терапию с участием животных, которую проводит специально подготовленный специалист и обученное животное, и которая направлена на решение конкретных задач у конкретной группы пациентов.

Предлагаем ознакомиться:  Испанский тритон, или Тритон иглистый

Основные этапы программы

Занятия иппотерапией могут проводиться индивидуально или в группе. Периодичность занятий – 1-2 раза в неделю. Если пациент приезжий и проходит курс реабилитации на выезде, занятия проводятся ежедневно. Задействованы в ходе занятий будут сам пациент, лошадь, инструктор-иппотерапевт и коновод. Продолжительность одного занятия – 15-45 минут.

Итак, какие основные этапы включает лечение лошадьми?

  • Первый этап – ознакомительный (или адаптационный). На этом этапе изучается история болезни, назначается необходимый комплекс упражнений, происходит знакомство с лошадью, с инструктором, привыкание ребенка. Пациент может наблюдать, гладить животное, угощать его. Затем, когда адаптация прошла, можно садиться верхом и спешиваться. Обычно этот этап проходит быстро. Но некоторым детям может потребоваться и несколько занятий.
  • Второй этап – подготовительный (непосредственно перед выполнением основных упражнений). На этом этапе лошадь уже приводят в движение. Ребенок привыкает к ходу лошади, учится держаться верхом, сохранять равновесие, правильно координировать свои движения – формируется правильная посадка. Могут выполняться дыхательные упражнения.
  • Третий этап – основной. На этом этапе выполняются основные упражнения, которые назначил иппотерапевт.
  • Четвертый этап – заключительный. На этом этапе закрепляют результаты, корректируют неточности при выполнении упражнений.

Упражнения могут выполняться в различных положениях: лежа на животе, на спине, сидя лицом к шее лошади, сидя спиной. Инструктор может требовать выполнять упражнения с закрытыми глазами, когда лошадь стоит, идет шагом или рысью. Это могут быть разнообразные наклоны, смена положения на лошади, бросание мяча, различные упражнения на гибкость и другие движения. Сложность и характер упражнений зависит от заболевания пациента.

Понятно, что лошадь, которая используется для лечения, должна быть специально обучена, спокойна, непуглива и доброжелательна. Почти каждое животное можно подготовить для занятий. В иппотерапии избегают только лошадей “горячих” кровей. Например, у арабских чистокровных, ахалтекинцев, чистокровных верховых лошадей генетически заложено безудержное движение. Поэтому на такое животное нельзя сажать ребенка.

Как происходят занятия иппотерапией с детьми, страдающими аутизмом?

Многие родители детей аутистов боятся практиковать иппотерапию, считая, что травмы, частые при занятиях верховой ездой, могут привести к травмированию психики ребенка.

Прежде всего, стоит понять, что хотя движения ребенка аутиста при иппотерапии формально можно отнести к вольтажировке (гимнастическим упражнениям верхом на лошади), но, по сути, между спортивной верховой ездой и иппотерапией общего не больше, чем между ездой на трехколесном велосипеде и велогонкой.

Для иппотерапии отбирают самых смирных животных, которые ни при каких обстоятельствах не встанут на дыбы и не «понесут».

Кроме того, лошадью, по сути, управляет не ребенок, а опытный конновод, который держит животное под уздцы. Специалист способен прочувствовать и пресечь малейшую непокорность со стороны животного.

Так что, с точки зрения травм занятия иппотерапией совершенно безопасны. Кроме того, при занятиях иппотерапией, поблизости от ребенка аутиста всегда находится иппотнрапевт, психотерапевт, который поможет справиться с возможным испугом ребенка.

Аутичные дети крайне отгорожены от всего внешнего, не могут устанавливать полноценные отношения с окружающими их людьми. Они недостаточно используют речь, как средство общения. Больше половины детей с аутизмом страдают умственной отсталостью. У многих из них наблюдаются повторяемые (стереотипные) игры и движения. Часто встречаются необоснованные страхи (фобии) – боязнь воды, незнакомых людей, животных, высоты.

Такие дети с удовольствием занимаются физически активной деятельностью, когда не требуется использования речи. Многие обучаемы путем подражания. Нужно много терпения, чтобы помочь таким детям отучиться от повторяемых, неосмысленных движений, побороть страхи. Бывает, что ребенку неприятно, если до него дотрагиваются.

Но когда на отрешенном до этого лице аутичного ребенка вдруг появится выражение радости оттого, что он сидит в седле и скачет на лошади – каким замечательным делом покажется верховая езда. Аутичные дети по виду нормальны, но их поведение странно, оно непредсказуемо. Их мучают необоснованные страхи, иногда они могут впасть в буйство.

Устные объяснения мало помогут в обучении аутичных детей. Гораздо эффективнее терпеливое многократное повторение одного и того же движения, управление их телом прикосновениями. Это может дать хорошие результаты. 

Предлагаем ознакомиться:  Рейтинг кормов для кошек и котов, анализ и сравнение корма для кошки, анализатор и подбор, сравнительная таблица и классификация корма для кошек, обзор

Такие дети заняты исключительно собой, проявляя мало интереса к другим всадникам, инструкторам и помощникам. Но со временем они привязываются к своей лошади и наставнику. Дети, страдающие аутизмом, плохо реагируют на всякое новшество, не принимают изменений в окружающей обстановке. Поэтому они на первых порах могут с недоверием отнестись к верховой езде.

Что такое иппотерапия и почему она полезна детям?

Иппотерапия по праву считается одним из лучших способов психотерапии при детском аутизме

Цены на иппотерапию варьируются от 400 до 1000 рублей за одно занятие. Это зависит от квалификации специалистов, продолжительности занятий, известности и популярности учреждения, его расположения. В крупных городах, конечно, цены выше.

Например, с 2007 года Санкт-Петербургская благотоворительная организация “Зеленый мир детства” проводит абсолютно бесплатные занятия для детей-инвалидов. Работники наблюдают за результатами каждой группы, полученными в ходе занятий, и ведут статистику.

В том же 2007 году начала свою деятельность еще одна благотворительная организация “Поводья жизни”, что находится в городе Алушта, Республика Крым.

Подробнее об организации «Поводья жизни» вы можете узнать из следующего видео.

Центры в России

Иппотерапия в России стала развиваться с 1991 года. До этого времени у нас просто не было специалистов. Сейчас же существуют учебные заведения, где можно освоить специальность инструктора по иппотерапии.

В России почти в каждом регионе практикуют эту методику. Функционируют как крупные реабилитационные центры, так и небольшие конно-спортивные клубы, оказывающие услуги лечения лошадьми. Иногда на базе санаториев, принимающих людей с различными заболеваниями опорно-двигательного аппарата и нервной системы, имеются лошади-терапевты.

Отзывы

Не все врачи доверяют такой методике, как иппотерапия. Ведь она относится к нетрадиционным видам лечения. Но она зарекомендовала себя хорошо уже давно. Главным показателем являются отзывы родителей, у которых “особенные” детки.

У многих детей, которые не понимают, далеко или близко расположены предметы, полностью пропадает проблема их соотношения в пространстве благодаря занятиям. При этом раньше ребенок мог постоянно задевать предмет или ударяться о него, неправильно оценивая его удаленность.

Те дети, которые были совсем закрыты для окружающих, начинают общаться и даже улыбаться. Совершенно неконтактные дети охотно бегут на занятия к четвероногим докторам.

Люди, страдающие болью в спине, отмечают облегчение симптомов или их полное исчезновение.

Дети, прошедшие полный курс иппотерапии, не хотят расставаться со своими четвероногими друзьями, так как очень привязываются к этим животным и положительным эмоциям, которые они дарят.

Даже взрослые говорят, что общаясь с лошадью, забываешь о всех проблемах.

К минусам можно отнести высокую стоимость занятий, ведь не каждый может позволить себе отдавать немалую сумму денег в течение нескольких месяцев и даже лет. Также, некоторым людям тяжело найти поблизости центры, занимающиеся этим видом реабилитации. В основном они сосредоточены в крупных городах.

Советы родителям

Итак, вы решили, что вашему ребенку может помочь лечение лошадьми? Только взвесьте все “За” и “Против”. Обязательно посоветуйтесь с врачом, убедитесь, что ни одно из противопоказаний не относится к вашему случаю. Если нет никаких препятствий, то можно приступать к занятиям.

Почитайте, узнайте у знакомых, где занимались их дети, добились ли они каких-то результатов. Придя в клуб, расспросите у инструктора о его образовании и квалификации.

Ну и еще один совет: доверяйте! Доверяйте лошади и инструктору, помогайте ребенку во всем по мере необходимости. Помните, занятия на лошади – это большой труд, хоть он и приносит удовольствие.

И еще стоит понимать, что иппотерапия не сможет полностью излечить ребенка, если у него врожденные пороки, не сможет вернуть отсутствующие части тела, но и любое другое лечение не справится с этой задачей. Зато облегчить состояние больного и значительно улучшить картину иппотерапии под силу.

Как помогает иппотерапия при аутизме, смотрите в видео ниже.

Ссылка на основную публикацию