Кочевое скотоводство – производящее скотоводство

Кочевое скотоводство – производящее скотоводство

Переход к кочевому скотоводству и, тем самым, к кочевому образу жизни стал единственно возможным способом решения острейших проблем. Важнейшим из них было природно-климатическое изменение. В середине II тыс. до н.э. началось опустынивание казахстанских степей. В новых климатических условиях продолжение прежних методов хозяйствования стало невозможным. Так постепенно начиная с раннего железного века, скотоводы переходили к кочевому образу жизни.

Ход урока

Ресурсы: Икт. учебник. карта. стикеры, фломастеры, постеры картинки, карточки.

Смотреть в формате PDF

Открыть презентацию

Свой урок я начала с того, что в начале провела психологический настрой — «Круг добра», что повлияло на то, что мои ребята настроились на доброжелательный лад, и затем их разделила на группы. По цветным стикерам.

Проверка домашнего задания прошло удачно, так как я использовала непринуждённую обстановку — т. е. совместные действия настроили ребят к тому, что можно ошибаться и вместе со всеми найти ответ. Я думаю, что диалоговое обучение активизировало учащихся к познавательной деятельности.

Основная часть урока провела в виде диалогового обучения и работа в группе. Приминала такие формы: — инсерт, составление опорного конспекта. Для развития активности и интереса раздала картинки, дала возможность ребятам самим решить как они будут оформлять свои постеры. Затем защита постеров. Хочу отметить, что при подготовке постера ребята выполняли работу не только по созданию кластера своего задания, но также учились эстетическому оформлению, т. е.

аккуратно, чисто, к заданиям подходили, вначале обсудив, выявив то, что должно быть отражено. Здесь можно увидеть ещё один момент обучения это — работа с информацией, умение выделять важную и косвенную информацию. В этой работе я увидела, что мои дети могут критически мыслить. При защите своих работ ученики рассказывали, объясняли свой материал, отвечали на вопросы. Здесь мы видим, что таким образом у ребят материал урока достигается путём осознания, т. е. когнитивный подход усвоения.

Предлагаем ознакомиться:  Симптомы и лечение диареи (поноса)

И ещё хочу отметить, что на таких уроках решается и воспитательная задача это: чувство единства, коллективизма. Для проверки усвоения материала урока я раздала карточки с заданиями: ” найди лишнее», «найди ошибки», ” верно ли?» и применила стратегию взаимопроверки и сверки, что также позволило узнать степень усвоения материала.

Метод рефлексии я использовала стикеры с пожеланиями, а также чтобы они хотели изменить на следующем уроке. Прочитав я осталась довольна, так как всем им урок понравился, что они усвоили тему. На своём уроке использовала ресурсы — стикеры, постеры, маркеры, учебники, документы, ИКТ, выбранные формы работы помогли мне достичь цели урока.

Чем я была недовольна — это шум который постоянно присутствовал на уроке. Это нехватка времени, это долго выполняют постеры и акцентируют внимание на приукрашивании рисунка. Проведя урок я осталась довольна тем, что мои ученики в конце урока сами указали, что им понравилось.

https://www.youtube.com/watch?v=https:bsSveYkU24U

1. Руководство для учителя. Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан.2. Т. С. Садыков История древнего Казахстана учебник для 6 класса Алматы «Атамура»

1.Кочевое скотоводство позволило получать более высокие излишки производства продуктов — …,…,… ,… .

2. Так как заниматься земледелием стало сложнее, древние жители стали больше держать… ,… , … .

3. При переходе на новое место имущество везли на… , запрягая… , пастухи же садились на коней.

1. В пустынных районах Западного Казахстана большую роль играла корова.

2. На севере страны, где растительность была намного богаче, больше держали верблюдов.

3. На юге страны больше держали лошадей.

Задание 3. «Угадай слово». Древние племена были хорошими скотоводами, а нам предстоит сохранить это стадо овец, но сохраним мы, если правильно угадаем слово. (Фигурки животных на доске, а на обратной стороне слово)

1. Скотоводство, на дальнее расстояние (кочевое)

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseen-GB

2. Добыча корма из-под снега (тебеневка)

3. Они способны обходится без пищи и воды 10 дней. (верблюд)

Предлагаем ознакомиться:  Какими кормами кормить котят для наилучшего их развития

4. Они не могут тебеноваться, поэтому для них заготавливали корм на зиму. (коровы)

5. Вид скотоводства, где животных перегоняли из одного пастбищного участка к другому. (пастушеское)

6. Переносное жилище кочевников, сделанная из кошмы. (юрта)

Кочевничество

Потепление и осушение климата, учащение засух, что мешало земледелию. Главная причина перехода к кочевому скотоводству – изменение климата.

Появление конской сбруи позволило использовать лошадь для верховой езды и в качестве тяговой силы (Одна из причин перехода к кочевому скотоводству – появление конской сбруи).

Резкое увеличение поголовья скота привело к сокращению пастбищ вокруг стоянок (Одна из причин перехода к кочевому скотоводству – резкое увеличение поголовья скота).

В отличие от охотников и собирателей, кочевники сами производили продукцию. В поголовье преобладали овцы и лошади, численность коров была небольшая.

Кочевничество – исторически сформировавшаяся хозяйственно­ культурная, общественная система.

В начале древние жители пасли скот вблизи поселений (Придомное скотоводство).

Перегонять скот от одного пастбищного участка к другому – пастушеское скотоводство.

В горных местностях развивался отгонный тип хозяйства, когда скот пасли специально назначенные пастухи.

 Постепенно, из придомного и полукочевого скотоводства древние -жители стали переходить к кочевому скотоводству.

В пустынных районах Западного Казахстана большую роль играл верблюд;  на севере страны, где растительность была намного богаче, коров держали больше.

https://www.youtube.com/watch?v=ytabouten-GB

Для юга страны характерно преобладание овец.

В некоторых горных местностях развивался отгонный тип хозяйства.

Древнейшим праздником, дошедшим до нас, является Наурыз. Некоторые ученые считают, что его отмечали еще более 3000 лет назад.

  • В Западном и Центральном Казахстане сформировалось чистое кочевание;
  • В Восточном Казахстане по отрогам гор Алтая и Тянь-Шаня, в Жетысу получило распространение полукочевое скотоводство;
  • В Южном Казахстане по берегам рек Сырдарья, Шу, Келес развивалось оседлое земледельческое хозяйство.
Предлагаем ознакомиться:  Цефтриаксон для кошек и собак, дозировка, как разводить

Скотоводческая культура делится на 4 сезона:

  1. Летовка – жайлау
  2. Зимовка – кыстау
  3. Весенние пастбища – коктеу
  4. Осенние пастбища – кузеу

Осенью проходили народные собрания, где решались важные для всего рода, племени вопросы.

Смотреть в формате PDF

Чуть в дали от поселения находилось родовое кладбище.

Кочевники усовершенствовали конское снаряжение, изобретя стремена, удила, седло.

Кочевники изобрели вещи, которые входят ныне в обиход многих народов мира:

  • штаны
  • стремена
  • кочевая повозка
  • Изогнутая сабля
  • юрта

Юрта (жилище кочевников)

Юрта кочевников является очень простым и удобным жилищем.

Юрта состоит из 2-х основных компонентов: Кошмы для покрытия и деревянногокаркаса. Материалом для кошмы служит овечья шерсть.

 Деревянный каркас делится на три части: кереге – основа юрты, решетчатая стенка. Кереге поддерживается через уыки – специальные жерди. Купольное навершие юрты – шанырак – имеет круглую или конусообразную форму.

Зимой жили в каменных или кирпичных домах, обмазанных глиной.

4-5 таких жилищ составляли – аул.

Чуть вдали от поселения располагалось родовое кладбище.

В центре юрты находился очаг.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressen-GB

Кочевники с уважением относились к очагу.

Ссылка на основную публикацию