Какие существуют формы поведения животных

Индивидуальное поведение

Индивидуальное поведение направлено на жизнеобеспечение отдельной особи. Основными его видами являются:

  • пищевое (или пищедобывательное) поведение – отыскание, схватывание, удержание добычи и последующее манипулирование ею;
  • защитное поведение, сопровождаемое как пассивно-оборонительными реакциями, так и активной защитой;
  • исследовательская активность – комплекс реакций, знакомящих животное с окружающей средой или источником раздражения. Эта активность создает базу для выработки индивидуального поведения особи;
  • ювенильное поведение – поведенческие возможности молоди.

Приобретенные формы поведения

Безусловные рефлексы – относительно постоянные, врожденные, стереотипные, генетически фиксированные реакции организма на внешние и внутренние раздражители (стимулы), выполняемые при участие центральной нервной системы.

Для реализации врожденных рефлексов организм имеет в распоряжении готовые рефлекторные дуги. Безусловный рефлекс осуществляется черепно- мозговыми или спинальными рефлекторными дугами.

Благодаря безусловным рефлексам сберегается целостность организма, поддерживается устойчивость внутренней среды и проистекает размножение. Безусловные рефлексы находятся в основе всех поведенческих реакций человека и животных.

Единственной общепринятой систематизации безусловных рефлексов нет. Выделяют 24 безусловных рефлекса и разделяют их на вытекающие шесть групп:

  1. обменные рефлексы;
  2. рефлексы общей активности;
  3. рефлексы межвидовых отношений;
  4. экологические рефлексы (исследовательский, миграционный и др.);
  5. рефлексы продолжение вида и размножения;
  6. неповеденческие рефлексы (болевой, терморегуляторный и др.);

Какие существуют формы поведения животных

В соответствиях с характером влияющего раздражителя Павлов распознавал такие виды безусловных рефлексов, как:

  • половые («турнирные бои», эякуляция, эрекция, и т.п.);
  • пищевые (сосание, глотание и т.п.);
  • ориентировочные (прислушивание, настораживание, поворот головы к источнику звучания и т.п.) и др.
  • защитные (чихание, кашель, мигание и т.п.);

В основе приобретенной формы поведения располагается научение.

Научение- это организованный на индивидуальном эксперименте процесс, повергающий к адаптивным (приспособительным) модифицированиям в поведении особи.

Способность к научению обыкновенно ассоциируется у нас с поведением позвоночных, однако она изобличена у всех животных, за изъятием простейших, иглокожих и кишечнополостных, у которых нервные системы отсутствуют или организации их весьма примитивны.

Физиологическая основа научения изучена пока недостаточно. Научения могут осуществляться массой различных способов.

Выделяют вытекающие формы научения:

  1. Облигатные неассоциативные:

    • суммация (усиление)
    • привыкание (ослабление)
    • импринтинг
    • латентное научение
    • подражание
  2. Факультативные ассоциативные:

    • инструментальные условные рефлексы
    • классические условные рефлексы
  3. Когнитивные и произвольные:

  4. Облигатные неассоциативные научения

    • Привыкание – постепенное понижение (ослабление), а затем и прекращения реакций на биологически незначительные агенты, вызываемых однотонно применяемыми тождественными дискретными стимулами. Модифицирование обстоятельств стимуляции повергает восстановлению отправной силы реакции- дегабитации (отвыкание).
    • Суммация- постепенные усиления реакций на неоднократно повторяющуюся биологически важную стимуляцию.
    • Импринтинг – врожденные реакции новорожденного животного, выражающиеся в следовании за движущимися (удаляющимися) объектами- матерью, животным, предметом, человеком.
    • Подражания (имитация) – врожденные реакции копирования поведенческих поступков. Подражание необычно важно при развитии поведения у приматов и хищников.
    • Латентные научения – поведенческие реакции на повторно предъявленный индифферентный раздражитель, не подкрепляемые безусловными.

Пищевое поведение

На первый взгляд может показаться, что действия животных при добывании пищи не отличаются сложностью. Они находят ее где попало и ловят, как удастся. Однако в действительности это не так. Животные обладают для этого сложнейшим поведением. Представители каждого вида наделены своей стратегией добывания пищи, а также определенным способом ее хранения.

Так, сложное пищевое поведение общественных насекомых позволяет им собирать урожай, чтобы сделать запасы на период бескормицы. С этой целью термиты-жнецы определенным способом нарезают траву и тщательно сушат ее перед закладкой в сухие гнезда. Муравьи-жнецы собирают семена растений, складывают их в подземных амбарах и время от времени выносят на поверхность для просушки.

А, например, лягушки добывают пищу охотой. Заметив на расстоянии до 3 м от себя быстро передвигающееся насекомое, они совершает молниеносные и точные прыжки. Причем, решающий прыжок амфибия направляет не в место теперешнего нахождения добычи, а, проанализировав направление и скорость ее движения, – в прогнозируемое. В конце полета она выбрасывает свой липкий язык и ловко схватывает насекомое.

Некоторые животные способны долго поджидать свою добычу, чтобы заполучить ее в нужный момент. С каким великим терпением делает это, например, цапля. Стоя на одной ноге несколько часов подряд, она зорко следит сквозь водную толщу за движением мелких рыбешек, амфибий и водных насекомых. Цапля не выдаст себя ни малейшим движением, пока потенциальная добыча ни подплывет достаточно близко. Стратегия пищевого поведения этой птицы построена на верном расчете – не бросаться преждевременно на добычу, а выждать и захватить ее без боя.

Предлагаем ознакомиться:  Камень в желчном пузыре у кошки

Такая манера затаиваться подкреплена у цапель целесообразным устройством зрительной системы. Поскольку птицы стоят неподвижно, подняв клюв вертикально вверх, то их бинокулярное поле (как у бинокля) смещено вниз под клюв. И благодаря этому охотники могут наблюдать за тем, что происходит под ногами, двумя глазами сразу.

А вот основная пища клестов – семена шишек. Добыть их из закрытой шишки не так-то просто, поэтому клест наделен специальным инструментом – изогнутым крестиком клювом. С его помощью птица легко раздвигает чешуйки шишек и достает питательные семена.

Защитное (оборонительное) поведение.

Такое поведение животных включает в себя как активную защиту – криками, отталкиванием, угрожающими позами с использованием ядовитых выделений, так и пассивные реакции – животные затаиваются, замирают, убегают от врага, прячутся в укрытиях и т. д.

Для оборонительного поведения животным предоставлены разнообразные морфологические особенности организма, в том числе покровительственная или отпугивающая окраска, особая форма тела и т. д.

Рассмотрим для примера разные способы защиты, которыми наделены рыбы.

Какие существуют формы поведения животных

Большинство рыб способно быстро уплыть от более медлительного врага и даже скрыться от погони, перелетев по воздуху, как это делают летучие рыбы.

  • Многие рыбы могут спрятаться (закопаться в донный песок) или, подобно камбале, стать незаметными – изменить окраску в соответствии с цветом окружающего фона.
  • Некоторые рыбы используют разного рода убежища, трещины в скалах и даже прячутся под колоколом медуз. Уверенно чувствует себя и рыбкаклоун, скрываясь в заросли ядовитых анемон. Вредоносные щупальца анемон отгоняют любого пришельца, но рыбке вреда не причиняют. Ведь сама анемона покрывает этих рыбешек особой слизью, предохраняя их от действия собственного яда.
  • Рыбам даны и защитные приспособления, которые работают, когда враг оказывается близко. К их числу относятся шипы и колючки (у рыбы-ежа) или щиты (у панцирных рыб).
  • Отдельные рыбы способны защищаться с помощью ядовитых выделений.

Не хуже рыб оснащены и другие животные, например насекомые. Так, некоторые стрекозы, не имеющие возможности быстро спастись от нападения, защищают себя едкой жидкостью. При попытке ящерицы или другого животного их схватить, они выбрасывают струйки оранжевой жидкости. Разлетаясь с большой скоростью на расстоянии 40-50 см, они вызывают сильные ожоги кожи. Впредь неудачливые охотники стрекоз не тронут.

Даже медуза может проявлять довольно сложные защитные реакции, хотя, ее желеобразный организм считается примитивным. Однако, исследования показали, что медуза плавает не произвольно, а меняет в случае надобности, скорость и направление движения. При опасности она способна целенаправленно развернуться и уплыть в глубину.

Еще животным дана способность к автотомии – отбрасыванию в минуту опасности хвоста и других частей тела. Это делают не только ящерицы и крабы, но и морские звезды. При этом даже один ее оставшийся луч несет всю программу о форме организма. Пройдет несколько недель, и благодаря регенерации вырастут остальные четыре луча, которые ничем не будут отличаться от основного.

Родственница морской звезды офиура (змеезвезда ломкая) при испуге тоже отбрасывает лучи, но они тут же ломаются на мелкие кусочки. Однако при этом гибель животного относительна, так как любой кусочек содержит все «знания» по восстановлению организма офиуры. И через пять недель из каждой части возникает новая «дочерняя» змеезвезда.

Никто из животных не оставлен беспомощным, незащищенным. Иначе жизнь на Земле быстро прекратила бы свое существование.

Исследовательская активность.

Исследовательское поведение характерно для большинства видов животных, так как знакомство с окружающей средой способствует их выживанию. Систематически проверяя свой участок или обследуя новый, животное получает представление о местонахождении пищи и мест, где можно укрыться от врагов. Поэтому нередко можно видеть, как животные, которые досыта наелись и напились, тем не менее, тщательно обследуют территорию своего пребывания.

Вспомните кошку, попавшую в незнакомое помещение. Сначала она исследует пол и нижние части стены. Потом начинает изучать возможности отступления в случае опасности. И только затем отыскивает наиболее высокие точки, тоже очень важные для нее. Если помещение ей подходит, кошка выбирает себе место для сна и точный маршрут, которым она обычно будет передвигаться по комнатам и выходить на улицу или во двор.

Предлагаем ознакомиться:  Как отучить котенка грызть провода, обувь, предметы. Как защитить провода от кошки и отучить ее их грызть Как защитить провода от кота

Установлено, что медведи тоже активно исследуют территорию своего обитания. По следам животных на местности натуралисты воспроизвели детали их охоты. Установлено, что медведи постоянно пользуются такими приемами, как срезание пути, обход намеченной добычи за многие сотни метров. А это возможно только тогда, когда животное после обследования составляет в уме точную внутреннюю карту этой местности.

Прекрасными исследователями и даже экспериментаторами слывут многие птицы. Например, синица – очень наблюдательная и смышленая пичуга. Она быстро находит выход из многих сложных ситуаций.

Если внутри бутылки на нитке подвесить какое-нибудь лакомство, то птица вначале пытается клевать его через стекло. Убедившись, что это бесполезно, она садится на бутылочное горлышко и начинает тянуть клювом нитку. А если нитка длинная? После целого ряда подходов птица все же соображает, что нужно делать. Вытаскивая нить, она начинает придерживать ее лапкой после каждого нового поднятия вверх. В конце концов, лакомство становится синичке наградой.

Сообразительность синичек стала проблемой для молочников Англии. Там существовала традиция – ранним утром они оставляли у порога домов бутылки с молоком. Так вот синицы повадились проклевывать крышечки из фольги, а затем угощаться жирными сливками на поверхности молока. Вначале отмечали единичные случаи такого их поведения, а затем оно распространилось на разные районы страны.

Таким образом, одни птицы исследовали ситуацию и догадались, что лакомство находится под крышечкой, и достаточно пробить ее клювом. А другие научились у них подобным навыкам.

Или вот любопытные наблюдения за канарейкой. Птица нашла старый сухарик, но попытки разгрызть его ни к чему не привели. Тогда она отнесла его в свою клетку и бросила в чашечку с водой. Оставив там сухарик на некоторое время, канарейка лишь изредка пошевеливала его клювом, а затем вынула размоченное лакомство и без труда съела.

После этого любознательная птица провела целую серию исследований – любую твердую пищу она относила в воду. Птица попробовала размягчить таким же образом и сладости, но быстро поняла, что в воде они уменьшались в размерах. После нескольких опытов она перестала класть в воду кусочки сахара и конфеты, а размачивала только сухарики.

При манипуляциях с пищей поразительные примеры наблюдательности и сообразительности проявляют вороны. Они не только постоянно размачивают сухой хлеб в воде, но и нашли способ разогревать свой обед. Сообразив, что заледеневшие на морозе картофельные очистки и другую замерзшую еду использовать трудно, вороны путем наблюдений и исследований пришли к тому, что перед употреблением их нужно разложить на теплых трубах здания. Этим замечательным способностям можно только удивляться.

Ювенильное поведение.

Поведение многих малышей, даже едва появившихся на свет, зачастую такое же сложное и целесообразное, как и взрослых животных. Чтобы вырасти и использовать все данные им возможности, нужно многому научиться – избегать опасностей, отличать съедобное от несъедобного, постепенно совершенствовать строительное мастерство и т. д.

А еще многие новорожденные животные должны непременно запомнить окружающую местность и собственных родителей. Так, это важно для птенцов колониальных видов птиц, в том числе чаек. Малышам следует научиться узнавать именно своих родителей среди сотен тысяч взрослых чаек, живущих в одной колонии. Уже к четвертому дню жизни они запоминают голоса обоих родителей, что позволяет птенцам безбоязненно отлучаться с гнездового участка. Позже им придется познакомиться с членами своей стаи и запомнить, кто и каким влиянием пользуется.

Умение запоминать родителей важно и для многих зверей. Так, зебренок, отстав от матери, может потеряться и погибнуть. И ни одна зебра чужого ребенка не покормит. Поэтому малыш узнает свою родную мать по неповторимому узору ее полосатой шкуры. Он должен научиться не путать его с очень похожим рисунком на теле других зебр.

Немало малышей предпочитают подрастать в обществе себе подобных. В защищаемые родителями «детские сады» собираются юные пингвины, страусы, крокодилы. Даже головастики чувствуют себя в компании более комфортно и растут быстрее своих сверстников, которые живут в изоляции. Установлено, что каким-то образом они узнают друг друга.

Предлагаем ознакомиться:  Понос у кота (диарея): ищем причины расстройства и подбираем правильное лечение

Интересный пример очень сложного индивидуального пищевого поведения демонстрирует маленькая личинка муравьиного льва. Едва вылупившись из яичка, она сразу же ползет на дорожку, где бегают муравьи. Там личинка «умело» выбирает сухой песчаный участок, чтобы построить яму-ловушку. Потом она проводит на песке круг, точно обозначив размер будущей ямки, и роет ловушку одной из передних лапок.

Личинка нагружает песок и маленькие камушки на свою плоскую голову и ловко выбрасывает их за пределы круга. Если на пути попадется крупный камень, тяжелее самого насекомого, личинка взваливает его на спину и затем медленными осторожными движениями вытаскивает камень наверх. Когда ловушка готова, юный «лев» зарывается в песок и оттуда точными выстрелами песчинок сбивает добычу.

Впечатляющее ювенильное строительное поведение, отличающееся особой предусмотрительностью, проявляют личинки живущих в древесине усачей, или дровосеков. Прежде чем окуклиться, каждая личинка изменяет направление своих ходов, поворачивая в сторону поверхности ствола. Там она устраивает себе удобное место для окукливания.

Сколько существует в природе видов животных, столько можно привести примеров удивительно сложного и целесообразного ювенильного поведения их представителей. Все малыши получили ровно столько возможностей и способностей, сколько им необходимо для того, чтобы выжить, подрасти и вы-полнить на планете свое предназначение.

Репродуктивное поведение

В отличие от индивидуального поведения этот поведенческий комплекс основан на взаимоотношениях между самцами и самками, родителями и детьми. Репродуктивное поведение предполагает:

  • образование брачных союзов;
  • строительство жилищ;
  • выведение потомства, его кормление, защиту, воспитание и т. д.

Взаимодействия самцов и самок одного и того же вида могут сопровождаться ритуальным поведением, преимущественно инстинктивным. Это ухаживание, брачные игры, танцы, пение, бои за самку.

Так, саламандры и тритоны демонстрируют красивые танцы ухаживания, брачная пара как бы вальсирует. А самыми заботливыми родителями среди них слывут безлегочные саламандры. Будучи слабыми крохотными созданиями, они смело защищают свое потомство. Десятисантиметровые папы и мамы набрасываются и кусают любого врага – птица ли это, зверь или человек.

Между душевными проявлениями животных материнское чувство и забота о своих детях составляют давно известную черту их характера. С какой отчаянной отвагой львицы и тигрицы защищают своих детенышей. Домашние животные, отличающиеся добродушием, и те под влиянием чувства родительского долга делаются сердитыми даже в отношении своих хозяев. Пугливые птички наших лесов при нападении на их гнезда более сильного неприятеля начинают с ним борьбу и с отчаянием защищают своих птенцов.

Удивительно трогательная забота о новом поколении характерна для насекомых, например для домашних рыжих тараканов. Самка носит капсулу с яичками почти месяц, пока не разовьются зародыши. А когда поступает сигнал о том, что детям пришла пора покидать яички, она забирается в щель, ловко отцепляет капсулу и отгрызает боковой рубец.

Появившихся беленьких тараканчиков с черненькими глазками мать поглаживает усиками и подталкивает к специально подготовленным крошкам пищи. А потом она водит их из щели в щель, обучая добывать еду. Интересно, что несколько самок группы тараканов объединяются для воспитания малышей в «детских садах». Это помогает их выживанию даже в самых сложных условиях среды обитания.

Социальное (общественное) поведение

Это поведение характеризуется различными типами взаимодействия животных в сообществе себе подобных и межвидовыми взаимоотношениями особей.

Например, в сообществе земноводных социальное поведение животных может проявляться в виде хорошо управляемого хорового пения особей или совместного преодоления пространства. Так, известны случаи массовых миграций молодых чесночниц или зеленых жаб, которые тысячами двигались стройными рядами в определенном направлении. Каким образом собирается вместе такое огромное количество особей, кто определяет цель и время миграции? Эти вопросы остаются пока без ответа.

В наиболее высоко организованном виде социальное поведение присуще общественным насекомым. В их сообществах существуют и отдельно растущие особи и их закономерно развивающиеся жизненные организации. В каждом таком обществе насекомых предусмотрена возможность взаимодействия, координации и управления процессами развития всех особей, чтобы они стали частью целесообразно устроенной органической структуры их сообщества.

Ссылка на основную публикацию