Кочевая пасека – прицеп и обеспечение мобильности, домик

Причины появления кочевых пасек

Кочевое пчеловодство – сложная задача даже для опытных пасечников. На транспортировку пасек требуется большое количество времени, усилий и денег. Но возникновение кочевого пчеловодства имеет целый ряд причин:

  • поиск экологически чистых мест для сбора меда;
  • сохранение необходимого объема собираемого меда;
  • поиск растений для сбора конкретного вида меда;
  • наличие большого количества конкурентов;
  • пчелам не подходит кормовая база, имеющаяся в регионе.

В зависимости от вида, некоторые пчелы не способны отлетать от ульев на достаточное расстояние. Стандартный радиус максимального расстояния полета от пасеки составляет от 2 до 5 километров. Если участок с цветами, которые пчелы могут обработать, находится на большем расстоянии, он остается нетронутым. По этой причине пасечникам приходится переезжать вместе со своими пчелами.

Некоторые люди изначально создают кочевые пасеки. Другие переходят на данный вид производства вынужденно. Обычно второму варианту отдается предпочтение в том случае, когда изменение образа жизни позитивно отразится на доходе.

Особенности кочевки

В настоящий момент кочевое пчеловодство является отличной альтернативой обычной стационарной пасеке. Некоторые пчеловоды уже давно начали вывозить своих питомцев на поля, луга и в леса, где обилие разнотравья и промышленные посевы позволяют получить вкусный мёд высокого качества. Из-за постоянного перемещения ульев этот способ получил соответствующее название.

Кочевая пасека – прицеп и обеспечение мобильности, домик

По сути, пасека на колёсах не имеет каких-то определённых особенностей. Главная задача пчеловода заключается в максимально безопасной транспортировке пчёл. Не стоит с ходу замахиваться на рекордные дистанции, ведь пчёлы попросту могут не понять, что взбрело в голову их хозяину. Дорога для них должна быть максимально мягкой, чтобы улья не раскачивались, не сотрясались и не бились друг о друга.

Если ульев много, то их перевозка производится в несколько приёмов. Как правило, для транспортировки используют прицепы или специальные платформы. Некоторые пчеловоды в погоне за ароматным и вкусным мёдом перемещают улья по нескольку раз в течение сезона. Несмотря на большие затраты (а это бензин, техника, оборудование, проживание), конечный продукт окупает всё сполна. В этом убедиться предлагаем из следующего видео.

Как и любая операция с пчёлами, кочёвка пчёл имеет нюансы, выполнение которых гарантирует положительный результат.

Рассмотрим некоторые из них:

  • в случае отсутствия техники и возможностей, пасеку можно перевозить по частям;
  • не обязательно вывозить улья на весь сезон, при наличии медоносных культур в вашей округе это целесообразно делать после их отцветания;
  • кочевая пасека может перевозиться на обычном прицепе или платформе, но самый безопасный вариант для пчёл — приобретение специального павильона;
  • выбранное вами место должно быть хорошо защищено от ветров и проливных дождей, которые могут нанести пчёлам вред;
  • крайне важно, чтобы вблизи расположения пасеки находился источник влаги, чтобы пчёлы могли беспрепятственно пить;
  • в отдельных случаях перед транспортировкой пчёл на новое место необходимо получить разрешение у владельца поля.

Успешное, то есть прибыльное содержание пчел невозможно без наличия достаточной медоносной базы – больших площадей растений, дающих пыльцу и нектар. Конечно, стационарное содержание пчел во многом проще, но что делать, если главный взяток не приносит ожидаемого дохода? Ответ очевиден – необходимо заниматься кочевкой.

Кочевая пасека – прибыльный бизнес, ведь перемещение ульев ближе к цветущим полям и лугам увеличивает сбор меда в среднем на 30-40%.

Особенности кочевки

Перевозка пчелиных домиков к растениям-медоносам приходится на жаркое летнее время, что требует от пчеловода особой подготовки.

Главное в условиях знойной погоды – наличие тени. Об этом необходимо позаботиться заранее, еще на этапе планирования будущей площадки для установки ульев. Пчелиные домики должны находиться в достаточно густой тени кустарников или деревьев!

Еще один ключевой момент – наличие поблизости источника чистой воды. Но при этом важно, чтобы пчелы не летали к медоносам через большие реки, пруды, озера. В груженом состоянии насекомые быстро устают. А так как сесть им во время перелета некуда, они массово тонут. Это сказывается и на силе пчелосемей, и на объемах медосбора.

Правила размещения

Также следует обратить внимание на размещение пасеки при ее кочевке по отношению к массиву ближайших растений-медоносов. Ульи должны находиться вдоль массива, а не перпендикулярно ему! Это позволит избежать сильного налета на чужие ульи и, соответственно, избавит владельца мобильной пасеки от ненужного конфликта.

При этом тщательно следят за местоположением точка по отношению к соседним пасекам-кочевкам. Нельзя, чтобы ульи стояли на пути перелета чужих пчел!

Размещаются пчелиные домики на новом точке приблизительно в том порядке, в котором они находились дома.

Кочевая пасека – прицеп и обеспечение мобильности, домик

Некорректная постановка пасеки приводит к плачевным результатам:

  • пчелы слетают;
  • начинается воровство, а значит, хаос и неразбериха на точке;
  • насекомые вступают в драку, отдельные семьи гибнут.

Соблюдение всех правил размещения поможет избежать неприятностей – пчелы будут активно работать на одном, ближайшем массиве цветущих растений. А новые медоносные площади для них подыскиваются заранее – здесь в последующем продолжится сбор пыльцы и нектара.

К перемещению пчелиных домиков на новое место приступают в вечернее или ночное время, то есть после прекращения активного лета насекомых.

На заметку: Из этого правила есть исключение – прохладная, ненастная погода. Перевозку в этом случае можно произвести днем, предварительно закрыв все летковые щели еще до вылета пчел.

Для удобства транспортировки выбирается отдаленность от домашнего точка в пределах 30-50 км, что позволяет загрузить пчелиные домики, перевезти их и установить до рассвета.

Грузятся на прицеп пчелиные домики летками назад, по ходу движения. По прибытии на место ульи сгружают вручную либо с помощью тележки. Расставляют их на подставки или вбитые в грунт колышки.

При себе пчеловод должен иметь дымарь, спецодежду с лицевой сеткой, перчатки, молоток и гвозди. Все это пригодится не только на новом месте, но и в пути – пчелы могут нуждаться в срочной помощи во время транспортировки.

Также на новом месте потребуются:

  • складные подставки или колышки для установки домиков;
  • дополнительные стамески;
  • несколько дымарей;
  • подручные столярные инструменты;
  • 1-2 роевни;
  • фонарь с запасным аккумулятором (батарейками);
  • весы с защитным кожухом для контрольного взвешивания;
  • пульверизатор для обработки гнезд при необходимости;
  • запасные ульи, рамки и другие комплектующие.

Перевозка сказывается на настроении насекомых не самым лучшим образом. Резкие звуки, яркий свет, блуждание и налеты пчел приводят к озлоблению семей. Осматривать их в таком состоянии проблематично.

На заметку: Для успокоения пасеки практикуется ее размещение в густой тени – среди кустарников и деревьев. То есть тень, не только предохраняет от зноя, но и действует благоприятно на настроение пчелок.

Первый облет

Чтобы первый облет на новом месте был успешным, пчеловоду необходимо разложить ветки или наклонные дощечки на прилетные доски.

Эта небольшая хитрость позволит насекомым лучше ориентироваться в пространстве. А значит, будет предотвращен значительный слет пчел, их блуждание, перезаполнение насекомыми передних рядов пчелиных домиков, залеты в чужие гнезда, гибель маток.

Кочевая пасека – прицеп и обеспечение мобильности, домик

Для транспортировки насекомых опытные пчеловоды используют специально оборудованные ульи. В современных пчелиных домиках предусмотрены вентиляционные рамы.

Для их установки:

  • снимают потолок с гнезда;
  • ставят подкрышник или надставку;
  • вставляют рамку для вентиляции;
  • закрывают крышку домика;
  • надежно скрепляют все части многокорпусной конструкции специальными скрепами.

Летки должны быть закупорены наглухо! Зарешечивать щель нельзя, так как пчелы начнут рваться наружу, биться о препятствие и сильно беспокоиться.

Известно, что во время перевозки в пчелином домике становится душно. От высокой температуры насекомые находятся в возбужденном состоянии. Чтобы предотвратить их гибель, необходимо сделать транспортировку максимально комфортной. Для этого:

  1. У многокорпусных конструкций вынимаются медовые корпуса.
  2. Расплодные рамки сортируются – полные помещают внизу, более легкие устанавливают в верхнем корпусе.
  3. Удаляются все свежеотстроенные соты, так как под воздействием духоты они сильно размягчаются, могут оборваться и придавить пчел.
  4. Все оставшиеся рамки обязательно фиксируются, чтобы исключить их раскачивание и смещение. Для этого в верхней части боковых планок крепятся по обеим сторонам небольшие брусочки (размер 0,6 на 0,8 на 7 см).

На заметку: Современные рамки имеют постоянные разделители. Если они имеются в наличии у пчеловода, гнездовой корпус полностью заполняется именно таким комплектом.

Будка для кочевки

Кочевая будка или, как ее еще называют, домик на пасеке используется для проведения разных летних работ. Например, здесь можно переносить личинок при искусственном выводе пчеломаток или распечатывать соты для откачки меда.

Также будка заменяет пчеловоду временное жилище. Внутри можно установить кровать, навесить полки, поместить небольшой стол и стул. Для удобства дом оснащают несколькими окнами. Летом в оконные рамы можно вставить проволочную сетку – это избавит от духоты в помещении.

Дома бывают разных размеров и конструкций. Их основное достоинство – возможность быстрой сборки и разборки. Вместительная будка подойдет для всего весенне-осеннего периода. А в компактном помещении удобно откачивать мед.

Сооружается домик следующим образом:

  1. Делается каркас из древесины, который обшивают доской толщиной 16 миллиметров.
  2. Изнутри для облицовки используются листы фанеры. Она же идет на потолок.
  3. Двускатная кровля покрывается рубероидом.
  4. Навешиваются двери и устанавливаются окна.
  5. Снаружи сооружение окрашивается светлой краской, хорошо отбивающей солнечные лучи.

Кочевая пасека – прицеп и обеспечение мобильности, домик

Для перевозки можно использовать любой подходящий транспорт, имеющий платформу или будку нужных размеров. Осуществить это в деревенских условиях получится даже на обыкновенной телеге.

Обычно пчеловоды используют:

  1. Прицеп для легкового автомобиля. Если на нем соорудить каркас из металлических стоек и уголков, ульи можно установить в несколько ярусов. Получится небольшая передвижная или мобильная пасека.
  2. Прицеп для мотоблока или трактора.
  3. Кузов грузового автомобиля. Этот вариант чаще всего выглядит как полноценная будка, если идет речь о мобильности и постоянном движении без многочисленных погрузок и разгрузок пчелиных домиков.

Сама по себе кочевка может осуществляться двумя способами.

Первый – это доставка пчелиных домиков на прицепе для пасеки с их последующей разгрузкой на новом месте. Такой вариант более трудоемкий и затратный, так как во время каждого переезда в течение летнего сезона требуются грузчики.

Второй способ кочевки – использование передвижной платформы. В этом случае ульи стоят летками наружу – пчелы могут начинать облет фактически сразу по прибытии на место. Имеется крыша в виде тента или двускатной конструкции, покрытой стальным листом либо другим подходящим строительным материалом, защищающим от непогоды. Между ульями оставляется центральный проход.

Если позволяют размеры платформы, на ней же может располагаться дом для пчеловода. Этот вариант кочевки больше известен, как пасека на колесах. Он обеспечивает максимальную мобильность, так как разгружать и загружать ульи на прицеп в течение медосбора не нужно.

Предлагаем ознакомиться:  Чем кормить какаду и как его содержать в домашних условиях

Как пчёлы реагируют на переезд

Мед – это вкусный и крайне полезный продукт, у которого множество поклонников во всем мире. И хоть его сбор является достаточно непростым занятием, это не останавливает людей, которые хотят освоить профессию пчеловода. Они тщательно изучают специализированную литературу, представляют, как применят полученные знания на практике, и наконец-то, покупают свои первые улья. А что делать дальше, знают не всегда.

Первое, о чем нужно позаботиться – это доставить пасеку. Это задание очень и очень ответственное. Если сделать что-то не так, они могут из-за беспокойства начать жалить людей или попросту не переживут транспортировку. Бывают случаи, когда при несоблюдении правил транспортной перевозки ульев пчелы терялись или погибали, «домики» ломались, портился или вытекал мед.

Если насекомые окажутся в неблагоприятных для себя условиях, это чревато повышением температуры и степени влажности в улье, появлением панических настроений среди пчел, что повлечет за собой нехорошие, а может даже и трагические последствия.

Прежде чем начать собираться в дорогу, следует знать, что новое место обитания пчел должно находиться не менее чем в 3-4 километрах от старого. В противном случае, часть пчел, или даже весь улей может вернуться на привычные луга, и вы потеряете трудолюбивую семью.

Несмотря на то, что для перевозки пчел подходит абсолютно любой транспорт, начиная от самолета и заканчивая телегой, запряженной лошадьми, чаще всего семейство перевозят в фургонах или в прицепах для перевозки пчелиных ульев.

Перед перевозкой пчел на прицепе легкового автомобиля, его специально подготавливают и предпринимают меры по созданию насекомым комфортных условий.

Главным условием при перевозке пчел является их возможность после установки ульев на новом месте облететь близлежащие луга и леса. Поэтому, для того чтобы транспортировать пасеку, лучше выбирать время, когда пчелы активны, а не впадают в спячку. Идеальное время – начало весны и осени.

Если есть возможность спланировать время переезда, то лучше всего наметить его на период первых облетов пчел ранней весной. Для этого есть несколько причин:

  • небольшое количество пчел и расплода в ульях;
  • отсутствие тяжелых рамок с медом;
  • нет свежих, недавно отстроенных сот.

Менять место расположения пасеки или перевозить пчел после покупки можно любым видом транспорта, но чаще всего это делают, используя автомобильные прицепы или тележки.

Ранней весной и при перевозке пчел осенью температура внутри улья понижается, а значит, насекомые не будут испытывать дискомфорт. Нельзя перевозить пчел в жаркое время года и при высокой температуре воздуха. Лучше всего делать это ночью или в дождливую, пасмурную погоду. В жару пчелы могут погибнуть. А перевозка зимой в морозные дни будет спряжена с дополнительными хлопотами.

Пчелосемьи можно перевозить не ранее очистительного вылета весной. После него наступает самое лучшее время для перевозки ульев. Число особей в пчелосемье в это время минимально, соты не заполнены.

Свободное пространство способствует лучшей вентиляции и позволяет избежать перегрева, поэтому микроклимат в домике при транспортировке не слишком изменяется. В летнее время в ульях уже имеется много расплода и незрелого мёда, рамки не полностью заполненные. В жару насекомые могут запариться и погибнуть в отсутствие должной вентиляции.

Самым лучшим временем считается вечер и ночь или раннее утро, когда нет жары и пчёлы меньше реагируют на стресс. В вечернее время все насекомые уже завершают вылеты и находятся в домике. Весной и осенью, когда стоит пасмурная или дождливая погода, переезд делается в дневное время. Это можно осуществить, так как в такую погоду вряд ли насекомые покинут гнездо и вся пчелосемья находится дома.

Перевозки пчёл для медосбора завершают, когда подходит время зимовки и перед образованием клуба. Обычно эти насекомые собираются в клуб в октябре – ноябре. После этого не рекомендуется их перевозить. Соответственно, зимой перевозку осуществляют только в самом крайнем случае.

При транспортировке медоносные насекомые проявляют беспокойство вследствие изменения привычной обстановки. Любые посторонние звуки (гул машины), тряска при езде, замкнутое пространство, — всё это заставляет их разнервничаться. В этом случае обменные процессы ускоряются, и потребность в кислороде возрастает во много раз. Они будут пытаться найти щель и вылететь наружу.

Возбуждённое состояние приводит к повышению температуры в улье, большему расходу мёда и повышению влажности. При высоких температурах соты могут оборваться и придавить собой обитателей улья, среди которых может оказаться и матка. В жаркую погоду без должной вентиляции пчёлы могут погибнуть вследствие запаривания.

Кочевая пасека на колесах: как собрать своими руками, обзор мобильных прицепов

Обустройство улья

05.03.2018

3.9 тыс.

2.6 тыс.

5 мин.

Многие современные специалисты и ученые в области пчеловодства утверждают, что перевод этих насекомых на кочевой образ жизни позволяет увеличить медосбор на 50%.

Этот метод активно внедряется и используется дачниками и селянами. Для этой цели ими используется любой вид транспорта.

Некоторые используют прицеп для перевозки пчел, подсоединяя его к легковому автомобилю, трактору, телеге или даже мотоблоку.

Кочевая пасека — метод разведения насекомых, при котором они доставляются человеком непосредственно к месту сбора нектара. Ученые подсчитали, что такое передвижное сообщество способно увеличить добычу сока цветов и производство меда в 2 раза, по сравнению с предприятием, располагающимся стационарно.

Специалистам по кочевому пчеловодству известно, что при поиске сока далеко от своего дома пчела затрачивает значительную часть энергии на полет. Если перелет затягивается — она использует часть нектара как питательный продукт для поддержания своего организма. У большинства насекомых на это уходит до 50% вещества от его изначального объема.

Чтобы не происходило такого естественного уничтожения нектара пчелами, а большая часть сока, добываемого насекомыми, использовалась при производстве меда, рекомендуется изготовить мобильный (передвижной) пчелоприцеп с ульями. Он подсоединяется к легковому автомобилю, и насекомые доставляются прямо на медоносный участок.

Пчелоприцеп для «легковушки»

Его небольшая модернизация позволит перемещать около 24 таких ульев. Для возможности установки стольких домиков необходимо смонтировать каркас из металла, который может несколько выступать за габариты прицепа, и навес, чтобы защитить живые существа от непогоды и жары. Обязательно нужно предусмотреть откидные опоры для установки конструкции горизонтально.

При перемещении ульев на далекие расстояния нужно принять ряд специальных мер:

  1. 1. Обязательно застелить дно кузова поролоном, толстой тканью, сеном, соломой или каким-либо другим мягким материалом, который облегчит перевозку и смягчит тряску во время разъездов.
  2. 2. Надежно укрепить дома хомутами или веревками, чтобы они не двигались.
  3. 3. На время переезда извлечь все соты, чтобы они случайно не обрушились и не придавили насекомых. Их перевозят в отдельном ящике.
  4. 4. Желательно снять крышки с ульев и накрыть их очень мелкой сеткой. Это нужно для доступа чистого воздуха и позволит несколько остудить ульи, ведь пчелы будут возбуждены, температура внутри их жилищ обязательно повысится, и они могут погибнуть.

Другая разновидность прицепа — мобильная платформа для перемещения ульев. Ее выполняют на основе заводского прицепа (его ходовой части). Важно только соблюдать условие — допустимая и длина и ширина готовой конструкции не должна превышать габариты, установленные правилами ДД для подобных средств передвижения. Из-за этих ограничений ширину увеличить нельзя.

Этап постройки крыши пчелоприцепа платформы

Большинство пасечников дорабатывают прицепы и делают их многофункциональными.

Эти конструкции можно использовать не только для перевозки. В них можно содержать пчелиные семейства круглый год. Павильоны почти всегда состоят из рабочего и бытового отсеков. Специалисты и ученые опытным путем установили оптимальные габариты рабочей части. Она должна составлять 5,6 × 2,5 м.

Каркас павильона

Рассчитывают длину прицепа так. На «бытовку» отводят 1,5-2 метра длины. Остальную часть распределяют между стойками и ульями. Затем обшивают жилую часть и устанавливают наружную и внутреннюю двери.

Кочевая пасека на колесах: как собрать своими руками, обзор мобильных прицепов

После этого необходимо установить ульи. Ряды домиков размещают у левого и правого бортов, чтобы остался проход для их обслуживания. В зависимости от конструкции их укрепляют по одному или по два горизонтально между стойками и по 3-4 вертикально.

В конце устанавливают заднюю стенку с дверью и крышу из профлистов или пластика. Готовый павильон отвозят на место и начинают сбор меда.

Количество перевозимых домиков легко можно увеличить, если не делать «бытовку», а использовать под нее кабину (салон) автомобиля. Оставшуюся часть распределить между ульями.

Павильон с использованием пространства между осями

Такой метод содержания и разведения насекомых востребован многими хозяйствами. Он имеет как преимущества, так и недостатки.

Положительные качества:

  1. 1. Кочевой метод ведения хозяйства помогает развитию пчел. Этот процесс ярко выражен в середине весны.
  2. 2. Перемещение домиков на новые места в районы цветения медоносных растений обеспечивает насекомых нужным количеством сока. При этом увеличение меда (его выработка пчелами) идет естественным путем, и фермер получает прибыль, фактически «не прикладывая рук». Для окупаемости процесса необходимо, чтобы при кочевом образе жизнь пчел с 1 улья собиралось около 5-6 кг качественного продукта.
  3. 3. Сезон медосбора при кочевом пчеловодстве начинается ранней весной, задолго до выпуска рабочих насекомых пасечниками, имеющими в своих хозяйствах стационарные улья. А заканчивается сбор позже других, ведь можно отвезти пчел к растениям, которые хоть и расположены в отдалении, но еще медоносят. Это происходит из-за разного срока цветения деревьев, кустарников и цветов, сладкий сок в которых появляется в определенные месяцы и даже числа.
  4. 4. Самостоятельный выбор локализации домика для насекомых помогает фермеру-пчеловоду более детально обдумать, каков будет результат его продукции. Это позволит обеспечить надлежащее качество полученного меда.

Место для пасеки

Одним из факторов, влияющих на сбор урожая, является выбор местности. При установке кочевой пасеки необходимо ориентироваться на регион, в котором на данный момент имеется большое количество медоносов. Чем больше цветущих растений расположено вблизи от пасеки, тем больше пчелы смогут принести меда.

Пасека предполагает группу ульев. Поэтому место планируемой остановки должно включать большую площадку с ровной поверхностью, где они будут установлены. Зона, на которой будет размещена пасека, должна быть защищена от:

  • сквозняка;
  • дождя;
  • сырости;
  • ветра;
  • прямых солнечных лучей (при высокой летней температуре).

Если рядом уже размещены пасеки, необходимо проверить, не наложен ли на них карантин из-за заражения. Если пчелы будут работать в неблагоприятных условиях, не только уменьшится сбор медового урожая, но и появится риск их гибели.

Кочевая пасека на колесах: как собрать своими руками, обзор мобильных прицепов

Перед выбором места размещения пасеки необходимо внимательно изучить его медоносный потенциал. Чем больше на нем будет находиться растений, используемых пчелами в период цветения, тем реже придется переезжать. Ульи рекомендуется размещать как можно дальше от дорог, предприятий и мест проживания людей.

Предлагаем ознакомиться:  Как отучить кота писать в неположенном месте: народные методы, профессиональные средства и советы ветеринаров

Выбор места для пасеки нередко является проблемой. Два главных условия – много растительности в окрестностях и отсутствие других пчелиных хозяйств. Важно, чтобы поблизости произрастали раноцветущие медоносы. Также желательно, чтобы во время цветения одни растения сменялись другими. Очень богаты разнообразной растительностью лиственные леса, а вот в смешанных количество медоносов гораздо меньше.

При выборе места для разведения пчел желательно учитывать и рельеф. Так, холмистая местность намного больше подходит пчелам для сбора меда, чем равнина или плоскогорье. Крайне нежелательно размещение пасеки вблизи крупных промышленных предприятий или оживленных дорог. Иначе вы рискуете потерять пчелиные семейства и потерпите убыток.

Понятно, что проживающим в деревне или имеющим приусадебный участок намного проще подобрать подходящее место для ульев. А вот в крупном населенном пункте все очень сложно. В таких условиях можно позволить себе лишь маленькую пасеку на крыше или чердаке с соблюдением техники безопасности. Для обустройства пчел на чердаке нужно подготовить небольшой утепленный павильон, в котором помещается несколько уликов. Это удобный проект и для вас, и для ваших соседей. Живущие на чердаке насекомые будут летать высоко и никому не помешают.

Если же в вашей ситуации организация пасеки невозможно даже на чердаке, не отчаивайтесь. Всегда найдется выход. Вы можете присоединиться к обществу пчеловодов и попросить, чтобы вам выделили подходящее место для разведения пчел в деревне.

Пчеловоду, начинающему пасечное дело с нуля, обязательно нужно учесть такие моменты:

  1. Очень опасно размещение пасеки у берега водоема, особенно если медоносные растения находятся на другой его стороне – в ветреную погоду пчелы могут утонуть при перелете.
  2. В низменных местах климат для пчел неблагоприятен – там туманно и холодно.
  3. Если вы поселите пчел рядом с участком другого пчеловода, то ваши насекомые могут уйти в другой улей.
  4. Соблюдайте санитарные требования. Ни в коем случае не размещайте ульи в местности, где зафиксированы инфекционные болезни насекомых.
  5. Перед организацией пасеки нужно выяснить, не высаживают ли поблизости культуры, которые обрабатываются ядами.
  6. Позаботьтесь о зеленой изгороди для своего пчелиного хозяйства.

После транспортировки по приезду на новую медоносную местность, пчелиные домики нужно расставить так, чтобы они не находились под палящим солнцем. Если поблизости нет деревьев и кустарников, то ульи следует прикрыть ветками или соорудить навесы.

После выгрузки, ульи накрывают крышками и открывают летки. При этом нельзя открывать сразу все летки в домике. Пчелы должны сориентироваться на местности и облететь ее. Поэтому летки открывают по очереди с разницей в несколько часов. Такой прием позволяет пчелам не только привыкнуть к новой местности, но и не смешаться семьям.

Распаковывать ульи и устанавливать рамки можно в день приезда на место, только если пчелы спокойны и не выражают агрессивности. В противном случае нужно дать им возможность облететься, успокоиться и только тогда заняться установкой рамок.

В заключение

Кочевка считается успешной, если пчелосемьи собрали больше 5-6 килограмм меда. Обычно наблюдается увеличение медосбора в 2-3 раза по сравнению со стационарным содержанием на одном точке.

Причем хочется отметить, что количество собранного нектара определяется не столько размерами пасеки, сколько состоянием пчелиных гнезд. Каждая слабая семья – это неоправданные расходы на перевозку.

Успех медосбора напрямую зависит от кочевки сильных семей, имеющих молодую и активную матку, а также достаточные запасы перги и меда для выкармливания молодняка. Меда должно быть не меньше 4-5 кг на гнездо, а пергой заполнено не меньше двух соторамок.

Преимущества и недостатки кочевых пасек

Использование кочевых пасек включает следующие преимущества:

  • возможность собрать конкретный объем меда за более короткий период, чем на стандартной пасеке;
  • сбор урожая начинается раньше стандартного срока;
  • мед можно собирать большую часть года, начиная ранней весной, и заканчивая поздней осенью;
  • кочевые пасеки более мобильны, чем стационарные, благодаря чему их можно перевезти практически в любое место;
  • график работы и сбора урожая можно контролировать самостоятельно.

Список недостатков включает необходимость:

  • ежегодной транспортировки ульев;
  • проживания в полевых условиях с минимальными удобствами;
  • уделять большую часть времени поиску медоносных мест и сбору урожая;
  • постоянного присмотра за пасекой;
  • получения официального разрешения заниматься подобной деятельностью.

Кочевое пчеловодство требует больших физических усилий, чем может показаться на первый взгляд. Поэтому оно не рекомендуется людям, имеющим проблемы со здоровьем.

Самым простым устройством у владельца кочевой пасеки считается телега для перевозки пчел, прицепляемая к легковому автомобилю. Транспортное средство позволяет осуществлять перевозку малого количества домиков. Владельцу большой кочевой пасеки выгодна вместительная платформа.

Преимущество использования для транспортировки ульев прицепного устройства объясняется плюсами кочевой пасеки:

  1. Кочевой метод содержания пасеки способствует лучшему развитию пчел в середине весны.
  2. Перевозка ульев на другое место приносит пользу пчелам. Насекомые получают доступ к требуемому количеству нектара.
  3. Для кочевой пасеки сезон медосбора раньше начинается и позже заканчивается. Перевозка пчел к цветущим медоносам приносит пасечнику больше урожая. Покупка прицепа и топлива для транспорта окупится, если с каждого улья собирать от 6 кг качественного меда.
  4. Во время перевозки пасеки пчеловод самостоятельно выбирает, возле каких медоносов остановиться. Частая кочевка позволяет получить за сезон разные сорта меда.

Если говорить о преимуществе самого прицепного устройства, то маленькие телеги к легковым авто выгодны в плане компактности. Однако минусом является вместимость. Обычно стандартным легковым прицепом за один раз осуществляется перевозка максимум 4 ульев с пчелами.

Кочевая пасека на колесах: как собрать своими руками, обзор мобильных прицепов

Многими преимуществами обладают большие прицепные устройства, именуемые платформами:

  1. Во время перевозки тряска на платформе ульев минимальна по сравнению с маленьким прицепом. Пчелы не получают стресс, ведут себя спокойно по прибытию на новое место.
  2. При перевозке телегой улья надо разгружать и загружать. На платформе домики с пчелами постоянно стоят.
  3. За счет устойчивости и высоких бортов платформой осуществляют перевозку большого количества ульев, установленных в несколько ярусов.

Наличие прицепа или платформы для пасечника всегда большой плюс. Не вывозные пчелы приносят мало меда. Семьи ослабевают, со временем гибнут.

Совет! За сезон пасеку надо хотя бы 1 раз вывозить в поле. От стоящих во дворе ульев не будет толку.

Существует много разновидностей самодельных и заводских прицепов, применяемых для перевозки пчел. По конструкции их условно делят на три группы: телеги для легковых авто, платформы и павильоны.

Различают автомобильный прицеп пчеловода специализированной конструкции и самодельный вариант, доработанный пасечником. В первом случае прицепное устройство с завода приспособлено к перевозке ульев. Во втором варианте пасечник сам переделывает прицеп.

Кочевая пасека на колесах: как собрать своими руками, обзор мобильных прицепов

Стандартная модель, например, для автомобиля Жигули вмещает 4 улья. Можно нарастить борта, установив 8 домиков в два яруса. Если под капотом много лошадок, пчеловоды расширяют раму, приспосабливают платформу на выдвижном механизме. Хорошим вариантом является пчелоприцеп для автомобиля УАЗ на 25 пчелосемей, позволяющий за один раз осуществить перевозку средней пасеки.

Совет! Раздвижной прицеп можно приспособить для вывоза маленькой пасеки без снятия с платформы ульев на месте прибытия.

По сути, платформа тоже является прицепом, только более вместительным. Конструкция обычно двухосная. При перевозке в 2 яруса можно вместить до 50 ульев. Одноярусную пасеку с платформы обычно не снимают. Улья стоят на своем месте. Существуют большие платформы, вмещающие более 50 ульев. При желании конструкцию усовершенствуют крышей.

Павильоны

Существуют стационарные и передвижные павильоны. В первом случае конструкцию устанавливают на фундамент. Передвижной павильон является аналогом платформы, но оснащен крышей, стенами, дверью. Улья стоят летками наружу в несколько ярусов, здесь же они и зимуют.

Удобны в плане использования кассетные павильоны передвижного типа. Пчелы живут в специальных модулях, облегчающих обслуживание для пасечника.

Обычный одноосный прицеп для перевозки пчел для легкового автомобиля усовершенствуют наращиванием бортов. Можно приспособить съемные стойки с крышей. Чтобы за одну перевозку захватить больше ульев, раму придется расширять. Желательно добавить вторую ось. Весь процесс изготовления прицепного устройства состоит из сборки каркаса и его обшивки.

Начинают изготавливать прицеп для ульев с построения чертежа. Изначально определяются с размерами. При выборе габаритов важно учесть тяговую силу автомобиля, чтобы он справился с грузом. Пример готового чертежа легко найти в различных источниках. Размеры можно подогнать свои. Важно помнить, что прицеп придется везти до пасеки по шоссе. Его габариты не должны мешать движению автотранспорта.

Из материалов применяют листовой металл, труба, профиль, уголок. Из инструментов берут болгарку, дрель, сварочный аппарат, молоток, пассатижи, гаечные ключи.

Процесс сборки

Начинают собирать своими руками прицеп для перевозки пчел с планировки расположения ульев. Место домиков отмечают на чертеже, отсюда определяют размер рамы. Дальнейший процесс состоит из следующих действий:

  1. Согласно чертежу из профиля, уголка и трубы сваривают раму. Если идет переделка заводского прицепа, то конструкцию обычно расширяют, делают выдвижную платформу. При необходимости добавляют вторую колесную пару.
  2. Если предполагается соорудить фургон с крышей, каркас оснащают стойками. Стены обшивают фанерой. Напротив летков вырезают отверстия.
  3. Кровельным материалом фургона выступает металл, профнастил.
  4. Когда предполагается перевозка ульев в 2 яруса, под домики к каркасу прицепа приваривают полки из металлического уголка.
  5. Для ульев предусматривают крепежи, удерживающие их во время транспортировки.

Когда прицеп пчеловодческий будет готов, пробуют установить пустые ульи, испытать конструкцию. Если все пройдет успешно, с началом сезона доставляют пчел ближе к медоносам.

Лучшим вариантом считается платформа для пчел из-за большей вместимости ульев. Вдобавок на прицепном устройстве домики остаются стоять после приезда на место стоянки.

Требования к транспорту

Хорошую рентабельность обеспечивает кочевое пчеловодство с наличием большого количества ульев. Поэтому для их перевозки потребуется грузовой транспорт. Если общий вес транспортируемых ульев будет превышать 750 килограммов, необходимо получить права категории Е. При наличии прав категории С, транспортное средство можно переоборудовать, чтобы не получать другую категорию.

Для перевозки ульев можно использовать трактор с прицепом. Этот способ предполагает получение удостоверения. Категория В и С в данном случае не поможет, поскольку только прицеп весит от 300 килограммов.

В зависимости от того, насколько часто планируется осуществлять транспортировку пасеки, можно сэкономить, не покупая собственный транспорт, а периодически пользуясь услугами компании, занимающейся грузоперевозками.

Для кочевого пчеловодства также может использоваться списанный автобус или телега на автоприцепе.

Инвентарь

Транспортировка ульев выполняется при помощи:

  • кочевой сетки (обеспечивает вентиляцию в ульях, благодаря чему пчелы не запариваются);
  • скреп для крепления ульев;
  • строп-сетки (обеспечивает внешнее крепление, и может использоваться для создания навеса);
  • кочевой будки;
  • брусов для соединения ульев.

При перевозке рекомендуется использовать кочевую будку. Она требуется для проживания и нахождения в период неблагоприятных погодных условий.

Для установки и обслуживания пасеки необходим комплекс оборудования, состоящий из:

  • основного и запасного дымаря;
  • пульверизатора;
  • столярных инструментов;
  • пустых ульев;
  • роевни;
  • весов в кожухе;
  • фонаря.

В зависимости от того, на какой период планируется проживание рядом с пасекой, могут потребоваться предметы домашнего быта.

Как подготовить ульи к перевозке

Обустройство улья

Предлагаем ознакомиться:  Сибирская кошка: описание породы и характера, 40 фото, видео

05.03.2018

3.9 тыс.

2.6 тыс.

5 мин.

Каркас павильона

Недостатки перевозимых хозяйств:

  1. 1. Обязательно надо иметь в домике все необходимые материалы и приспособления постоянно. Ведь они нужны для успешного ведения хозяйства и ремонта. Пчеловоду придется жить без обычных бытовых удобств. Его основным жилищем становится маленький домик, палатка, «бытовка» или кабина автомобиля.
  2. 2. Пасечник должен отлично ориентироваться по карте, прекрасно знать места, где растут медоносы и когда они зацветают.
  3. 3. В обязанности фермера входит уход за домиками, контролирование и охрана пасеки от разнообразных посетителей. Не все хозяева могут с этим самостоятельно справиться, и они вынуждены нанимать работника. А это новые затраты.
  4. 4. Очень часто при перевозке пчел у хозяина пасеки требуют определенные документы. Эти бумаги необходимы для разрешения посещения какой-либо локализации, привлекательной для пчел. Их требуют при установке на этом новом месте ульев.

Об этой документации надо позаботиться зимой. А весной, к началу цветения первых медоносов пчеловод-кочевник должен подготовить транспорт и быть готов отправиться в путь.

При перевозке ульев в весеннюю погоду, когда на улице еще не устоялась жаркая температура, специальных условий не требуется. В ульях укрепляются рамки, чтобы они выдержали толчки во время движения машины.

Для стандартных ульев предусмотрены специальные рамки. При установке ульев в перевозочное транспортное средство, по периметру размещаются рамки с разделителями, обеспечивающие им неподвижное состояние. Если специальные рамки отсутствуют, их можно заменить брусьями, скрепленными гвоздями.

В летний период многие рамки уже могут быть заполнены медом. При перевозке их необходимо отобрать. Если этого не сделать, во время движения машины рамка может упасть на расплод и пчел, в результате чего те погибнут.

После медосбора пчелы перевозятся не в ульях, а вместе с гнездами, в которых содержится мед. Улья не закрепляются только в том случае, если у них прибитые донья.

Есть несколько важных моментов, о которых должны знать даже начинающие пчеловоды, которым предстоит выполнить транспортировку ульев на место пасеки на дальние расстояния. Следует подготовиться к этому делу и знать определенные нюансы:

  1. Перевозить ульи лучше рано утром или ночью. Особенно это актуально в летний период. Дело в том, что пчелы крайне плохо реагируют на жару.
  2. Если возможности транспортировать ульи за одну ночь нет, не беда. Просто необходимо накрыть их тентом, чтобы днем они были защищены от прямых солнечных лучей и перегрева.
  3. Позаботьтесь об усилении вентиляции гнезд, чтобы минимизировать риск повышения температуры внутри пчелиных «домов». Что можно в таком случае сделать: обеспечить дополнительное пространство насекомым с помощью увеличения объема улья на один корпус или заменить дощатый «потолок» решетчатой рамой.
  4. Чтобы исключить возможность травмирования медоносов, побеспокойтесь о том, чтобы не было предметов, которые могут упасть на них. Проверьте, хорошо ли закреплены соты, затворы и прочие составные части улья. Все должно быть надежно зафиксировано.
  5. Перед погрузкой насекомых следует загнать их в «домики». Если добровольно они этого делать не хотят, можно воспользоваться дымарем. С помощью струй дыма, пускаемых то с одной, то с другой стороны, у вас получится их загнать в улей, но это может спровоцировать волнения среди полосатых тружеников. Из-за этого потом придется постоянно проветривать «домики», что нежелательно перед транспортировкой. Поэтому лучше использовать самую обычную воду. После того, как пчелы оказались внутри, закройте летку.

Если вы все сделали так, как описано выше, вы уже подготовились к погрузке и переезду на дальнее расстояние.

Кочевая пасека на колесах: как собрать своими руками, обзор мобильных прицепов

Лучше грузить ульи в автомобиль с работающим двигателем. Во-первых, это даст возможность медоносам сразу привыкнуть к вибрации, а, во-вторых, тишина в закрытом транспорте для них крайне тревожна.

Стандартный полуторатонный грузовик способен вместить в себя примерно 12 ульев в один ярус или 24 улья в два яруса. Если планируется ставить один ряд ульев на другой, между ними обязательно нужно укладывать прочную доску.

Так как значительную часть дорог нельзя назвать очень ровной, нужно позаботиться о том, чтобы пчелы во время транспортировки не испытывали сильной тряски. Для этого можно пол и кузов грузовика выстелить соломой, а улья перевязать веревкой. Если предстоит длинный путь, не забывайте регулярно проверять надежную фиксацию узлов.

Когда вы вместе с «домиками» на месте и они уже расставлены, подождите, пока насекомые успокоятся, и только тогда открывайте летки. Для адаптации медоносов к новой пасеке понадобиться примерно 12 часов.

Нужно обязательно подготовить улья к перемещению и запастись всем необходимым. Перевозить их лучше всего в кузове грузовика или на машине с прицепом.

Доступ воздуха

Надо продумать вентилирование, чтобы избежать перегревания и переувлажнения. Для обеспечения хорошего поступления воздушных потоков следует прикрепить на манжеты ульев сеточные рамки или сделать в крышке небольшие окошки, которые обязательно нужно закрыть сеткой.

Можно оставить вдоль стенок узкие щели, через которые пчёлы не смогут пролезть. Правда, в этом случае они будут льнуть к щелям, желая получить побольше кислорода, но при этом перекроют его поступление внутрь своего домика.

При перевозке днём во время жары улья ставят таким образом, чтобы между рядами был промежуток 10–15 см для лучшей циркуляции воздуха. Чтобы соблюдать такое расстояние, между рядами размещают прокладку, состоящую из деревянных брусков соответствующей ширины.

При транспортировке крылатых тружениц вместе с их домиками нужно принять такие меры:

  1. Предварительно вынуть все части улья, которые могут оборваться при тряске во время перевозки, — соты с мёдом, а также рамки, которые не нужны или плохо закреплены. Это предотвратит гибель пчёл. Все элементы, которые не являются съёмными или нужны при перевозке, должны быть хорошо зафиксированы и не болтаться во время езды. Проверьте — рамки не должны выпрыгивать из пазов и скользить в них, касаться во время транспортировки других поверхностей. Особенно это важно для ульев с большой рамкой, которая может быть опасной для насекомых. Маленькие рамки не слишком им угрожают, но вот дребезг и шум от них заставляет пчёл нервничать.
  2. Побеспокоиться следует и о собственной безопасности. Улья должны быть закрыты так, чтобы их обитатели не вылетели наружу — нервные насекомые могут ужалить любого. Если разозлённые пчёлы попадут в кабину с водителем, это может привести к аварийной ситуации. Следует взять с собой антигистаминный препарат, защитную одежду, дымарь.
  3. При транспортировке ульев больших размеров в весенний период в гнёзда следует добавить вощины. Если температурный режим при этом повышен, необходимо позаботиться о том, чтобы вверху улья было свободное пространство около 10 дм³.
  4. Если перевозка больших семей пчёл проводится в безманжетных ульях, то в них устанавливают специальные надставки.

Перевозку рекомендуется осуществлять ночью по ряду причин:

  • пчелы находятся в сонном состоянии;
  • температура ниже, благодаря чему уменьшается риск плавления и падения сот;
  • ниже шум и движение транспорта по дороге.

После перевозки пчелы должны осмотреть и привыкнуть к новой территории. Поэтому перевозка должна осуществляться после того, как они выйдут из зимней спячки, или до того, как погрузятся в нее.

Лучше всего для этой цели подходит ранняя весна или поздняя осень. В зимнее время перевозка пчел категорически не рекомендуется.

Ранняя весна подходит для перевозки, поскольку:

  • в ульях не имеется большого количества пчел и расплода;
  • рамки не заполнены медом, и не набрали вес;
  • новые соты еще не построены.

Длительность перевозки не должна превышать двое суток. Предоставленный корм пчелы способны использовать уже за два дня. После этого они могут погибнуть.

Кочевая пасека на колесах: как собрать своими руками, обзор мобильных прицепов

Оптимальной скоростью для перевозки ульев является диапазон 50–70 км в час. По разбитым дорогам нужно ехать особенно внимательно — не больше 15–20 км в час. При транспортировке не рекомендуется делать остановки. Если без них не обойтись, то останавливаться надо в безлюдном и тенистом месте.

Необходимо, чтобы пчеловод лично сопровождал пчёл и мог быстро устранить любые трудности, возникающие при перевозке. При этом обязательно нужно проверить исправность ульев и взять с собой пасечную стамеску, дымарь (накануне обязательно заправить), защитные сетки для лица и халаты, свежезамешанную глину, паклю для заделки щелей, воду.

Если при перевозке своевременно обнаружены повреждение и образовавшиеся в связи с этим щели и проёмы, то их нужно заделать паклей и замазать глиной. Если замечено, что из улья сочится мёд или пчёлы выбираются из своего домика в меду, то, скорее всего, он был повреждён при перевозке.

Прежде всего нужно открыть летки сверху и приподнять крышку, чтобы насекомые могли покинуть улей. Когда насекомые успокоятся, их разбирают, а также удаляют оборванные соты. Умерших особей удаляют. Домик для пчёл очищают от потекшего мёда и ремонтируют.

Соты, которые испорчены, заменяют на новые, обеспечивают корма, обустраивают гнёзда и закрывают сверху крышку. Летки не закрывают. На протяжении всех работ нужно иметь зажжённый дымарь, а также воспользоваться защитными сетками и халатами.

К перевозке пчёл надо отнестись ответственно, иначе можно лишиться пчелосемей. Надо правильно выбрать время и как следует подготовить ульи, при этом позаботиться о собственной безопасности и непредвиденных ситуациях.

Тем, у кого нет возможности приобрести специальный прицеп или платформу, довольно просто можно соорудить тележку для перевозки ульев своими руками. Конструкция позволяет перевозить пчелиные домики по одному и больше в деревянном ящике. Подходит для небольшой дачной пасеки.

Для изготовления понадобится металлическая стальная рама и большие колеса. Если колеса будут маленького размера, перевозить тяжелый груз будет сложно.

Кочевые павильоны

Кочевая пасека на колесах: как собрать своими руками, обзор мобильных прицепов

Кочевой павильон – специально оборудованный для транспортировки пчел прицеп грузового авто. Такое устройство позволяет мобильно и оперативно перевозить пчел с места на место.

  • комфортные и удобные условия для пчеловода;
  • формирование оптимальных условий для проживания пчел (чистота, минимальный уровень влаги, подходящая температура);
  • простой вывод маток;
  • отсутствие необходимости разбирать ульи для сборки меда;
  • защита от кражи;
  • комфортные условия для зимовки и разведения.

Главное преимущество кочевых павильонов – отсутствие необходимости в погрузке и разгрузке ульев. Несмотря на наличие плюсов, у подобного способа перевозки пчел имеются и минусы.

  • малое пространство и количество света;
  • повышенную температуру в летнее время года;
  • низкий уровень облета маток;
  • злое и раздражительное поведение пчел;
  • большой размер денежных средств, необходимых для обустройства;
  • риск массовой заболеваемости пчел.

Недостаток света можно решить благодаря обустройству дополнительных окон и люков. Чтобы увеличить пространство в павильоне, следует использовать широкие и длинные прицепы. Для снижения температуры стены павильона и ульев необходимо покрасить в белый цвет, а в дне прицепа организовать вентиляцию.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector